Материалы

Речевое оформление структурных элементов научной статьи


Продолжение статьи. Начало здесь



Переходя от вступительной части к основному изложения материала, используют такие клише: есть основания считать; проверим выдвинутое предположение; одной из важнейших особенностей исследуемого объекта является; собранный и проанализированный фактический материал позволяет проиллюстрировать определенные наблюдения; материалы проведенного обследования позволяют сгруппировать / обобщить / уточнить / конкретизировать / классифицировать / провести новую таксономию; нам удалось зафиксировать / выявить определенные закономерности и пр. В основном содержании статьи, делая логические переходы от одного аспекта к другому, используют следующие формулировки: как было сказано (показано, отмечено, указано, установлено, выявлено); как свидетельствуют данные (результаты); как уже указывалось / подчеркивалось выше / раньше; выше речь шла о; согласно этим; в соответствии с этим; в связи с этим; в связи с изложенным выше; далее выясним; таким же образом находит свое выражение и т. д. Для дополнения или уточнения информации используют: также; причем; при том; вместе с тем; кроме того; более того; кстати говоря; между прочим; главным образом; особенно; точнее; имеем в виду; по сути; впрочем; все-таки; тем более, что; в том числе: то есть; в частности. Для сравнения или противопоставления можно использовать клише типа: однако; но; так же; так же, как и; не только ..., но и; по сравнению с; в противовес (чему?); наоборот; аналогично (чему?); таким же образом; с одной стороны, с другой стороны; в то же время, как; вместе с тем; тем более, что и др. Для всестороннего рассмотрения объекта, особенно с точки зрения типичности, конкретности, сущности (что и является основной задачей любой статьи), используют: в этом смысле; вообще; в частности; как правило; в основном; практически; по сути; с одной стороны; с другой стороны; кроме того; кроме; в контексте; в соответствии с концепцией; между прочим; более того и др. Чтобы выделить определенный аспект информации, который является основной задачей, сформулированной в статье, можно использовать следующие обороты: главное при этом; остановимся на главном; необходимо отметить, что; должны подчеркнуть / заметить, что; следует иметь в виду / учитывать, что; характерно, что и др.

Анализируя ту или иную информацию, исследователю часто приходится выражать определенную оценку. Для выражения объективной оценки уместными будут такие клише: что; бесспорно, что; несомненно, что; очевидно, что; на самом деле; несомненно, но; скорее всего; опыт (расчеты, анализ) подтвердил; как известно; общеизвестно, что; согласно взглядам; исследование показало, что и т. п. Субъективную оценку передают речевые формулы: думаем, что; кажется, что; на наш взгляд; по нашему убеждению; представляется вероятным / правомерным; вызывает сомнение; точка зрения автора, совпадает с нашей; достоверно; вероятно. Кроме собственно оценки, ученый часто выражает определенное отношение к сути той или иной теории или ее отдельным аспектам. Каноны научного этикета довольно суровые, поэтому излишняя эмоциональность здесь недопустима. Выражая уверенность, используют такие лексико-грамматические средства: есть уверенность в том, что; убедительным является взгляд известных авторитетов в этой области на; нельзя не учитывать, что; доказано, что; очевидно, что; эти факты убеждают в; автор убедительно доказывает, что; результаты исследования подтверждают справедливость; можно с уверенностью сказать, что; в этом аспекте следует принять во внимание и т. д. Критику, несогласие, опровержение можно выразить, используя такие лексико-грамматические средства: нельзя согласиться; вряд ли можно согласиться; есть основания упрекать в неточности; есть серьезные возражения относительно; необоснованно утверждается; является дискуссионным вопрос; ряд сомнений и замечаний возникает при; определенные сомнения вызывают приведенные примеры / статистические данные / предположения о и др. Для определенных обобщений в основном содержании статьи используют речевые формулы: затем; следовательно; в итоге; в результате; все это свидетельствует о том, что; очевидно, что; это позволяет сделать вывод; это свидетельствует о; наконец; сформулируем вывод; одним словом; подводя итоги; резюмируя.

Иллюстрации к теоретическим выкладкам подают, используя следующие конструкции: например; как пример; примером может служить; приведем пример; проиллюстрируем изложенное выше яркими примерами; рассмотрим пример; проанализируем типичные примеры.

Выводы – обязательный элемент любой статьи, их можно оформлять с помощью таких конструкций: итак, проведенное исследование (выполненный анализ) подтверждает, что; следовательно, есть все основания сделать такой вывод; результаты проведенного анализа позволяют сделать вывод о; следовательно, можно уверенно утверждать, что; сформулируем основные выводы; осуществленное исследование дает возможность / позволяет сделать следующие выводы; проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы; в ходе эксперимента решены поставленные задачи и подтверждены основные положения предложенной гипотезы, а именно и др.

Такой структурный элемент научной статьи, как перспективы дальнейших исследований в данном направлении – это, прежде всего, умение видеть ту или иную научную проблему комплексно в системе взаимосвязей и взаимоотношений с другими проблемами, умение фиксировать различные аспекты изучаемого явления, видеть их специфику через призму других парадигм и направлений, замечать их функциональные, смысловые, структурные, прагматичные, коммуникативные, стилистические или стилевые особенности, отслеживать функционально-стилевые и дискурсивные приметы. Это развитие научной эрудиции исследователя. Среди речевых клише, которые помогут вербально оформить этот элемент структуры научной статьи, можно выделить: в перспективе планируется исследование соотношения; перспективным представляется более детальное изучение явления в сравнительном аспекте; перспективы дальнейшего изучения заявленной проблемы видим в исследовании; дальнейшее исследование этого аспекта заключается в; в рамках полученных результатов можно наметить перспективу дальнейшего изучения в этом направлении и др.

Знание особенностей структуры научной статьи, четкое осознание целесообразности ее элементов, сформированные навыки лексико-грамматического оформления ее компонентного состава – залог успешной презентации собственных научно-исследовательских достижений, а также свидетельство высокой культуры ученого.

Рассмотренные аспекты являются лишь частью тех проблем, с которыми сталкиваются молодые ученые на пути к написанию и публикации результатов собственной научной деятельности. Не меньшие трудности вызывают: проблемы формулировки названий статей, составления аннотаций, библиографического описания списка источников; правила цитирования, технического оформления содержания статьи; соблюдения лексических, грамматических и стилистических норм изложения научной мысли; выбор методов и приемов сбора, анализа и описания фактических данных и т. п. Все это может быть перспективами дальнейшего исследования в области формирования научного этикета начинающего исследователя.

Начало статьи: 1 2