Материалы

Речевое оформление структурных элементов научной статьи



Научная работа ученого представляет собой оформленное в соответствии с действующими нормативными средствами научного языка содержание научных фактов, явлений, теорий, гипотез, экспериментов. Одна из важнейших задач исследования – обеспечить гармоничную связь содержания и формы (структура, характер, объемы иллюстративного материала, классификация источников, библиографическое описание и т. д.) научной работы, чтобы найти оптимальную модель с целью адекватного, точного и краткого донесения научной информации до адресата.

Научная статья относится к первичным научным текстам, поскольку ее цель и задачи заключаются в передаче первичных научных сведений, полученных в результате научных исследований. Статья – это первый текст научного формата, который молодой ученый готовит для популяризации и апробации научных результатов своего исследования. Начинающий ученый, готовящий статью по результатам научной деятельности, часто сталкивается с трудностями, вызванными незнанием структуры и допустимых объемов научной работы такого уровня, лексико-грамматического оформления ее структурных компонентов.

Цель статьи – определить типичные речевые клише для оформления композиционных элементов научной статьи, сформулировать правила ее архитектоники, что будет способствовать формированию письменной научной культуры начинающего исследователя.

Проблемы экологии научного языка имеют давнюю природу, свидетельством чего является не только целый ряд научных и научно-методических исследований, но и словарей-справочников по культуре словоупотребления.

Принципы оформления научных работ, в том числе речевые, основаны на требованиях, предъявляемых к репрезентации научно-исследовательской работы, закреплены соответствующими нормативными и инструктивными документами. Впрочем, как показывает практика, лучшим примером является ознакомление и изучение культуры оформления научных статей в профессиональных изданиях. Следовательно, первым шагом к написанию самостоятельной научной статьи является вдумчивый анализ научных произведений в избранной для научных поисков области, публикуемых в специализированных журналах и сборниках. Такой вид научной деятельности позволяет, во-первых, самостоятельно изучить архитектонику научной статьи (фамилия, имя, отчество автора, название статьи, аннотация, вступительная часть, изложение основного материала, выводы, перспективы дальнейшего исследования, список литературы). Во-вторых, зафиксировать ее структурные (актуальность, анализ последних публикаций по выбранной теме или проблеме, цель, задачи, объект, предмет, методы и приемы исследования и т. п.) и содержательные (корреляция научных результатов и иллюстративного материала) компоненты. В-третьих, изучить объем и информационное наполнение публикации, в-четвертых, зафиксировать нормативные требования по техническому оформлению (шрифт, абзацный отступ, использование курсива и полужирного выделения, круглых и квадратных скобок, оформление списка литературы и др.). Правда, такой вид деятельности должен быть четко мотивирован. Начинающий ученый должен видеть практические результаты проведенной работы – когда, как и насколько полно он сможет воспользоваться проведенным анализом.

Заметим, что выбирать нужно статьи признанных ученых, опубликованные в авторитетных источниках, что позволит изучить определенные вариации в подаче научного материала и специфику его технического оформления.

Ознакомьтесь с содержанием статьи, просмотрите особенности введения, основной части и заключения, осмыслите их приблизительное процентное соотношение по объему.

Проанализируйте введение статьи, хронологию расположения его структурных элементов: актуальность, анализ истории изучения вопроса, предмет, объект, цель, задачи, методы / приемы, базовые источники.

Обоснуйте ее целесообразность через принцип причинно-следственных отношений. Все ли структурные компоненты наличествуют в рассматриваемой статье? С чем это может быть связано (как это можно объяснить)?

Как соотносится название статьи с ее целью и выводами? Чем обусловлены перспективы дальнейшего исследования проблемы?

Проанализируйте основное содержание статьи. Как в ней соотносится теория с источниковедческой базой (достаточное ли количество примеров иллюстрирует теоретические выкладки?)? Как технически оформляются примеры, фамилии авторов и названия их произведений?

Эти и другие типичные задачи, выполненные сначала под руководством научного руководителя, а затем самостоятельно, положительно влияют на качество научных статей молодого автора.

Несколько более сложной проблемой в написании самостоятельной научной работы является речевая плоскость, т. е. лингвальное оформление результатов научно-исследовательской работы. Эта проблема прямо коррелирует с соблюдением требований, предъявляемых к современной научной публикации. И если соблюдение этих требований не столь сложная задача, то гораздо сложнее для начинающего ученого – облечь в грамотную языковую форму необходимые структурные элементы статьи, выполнить их правильное речевое оформление. Это отчасти приводит к использованию неудачных речевых клише или вообще к пропуску определенного структурного компонента статьи.

Этот недостаток, конечно, исчезает с приобретением определенных практических навыков, которые можно сформировать, предложив задания для молодого ученого типа: проработайте содержание 5-20 статей, выпишите на отдельные листы и внимательно рассмотрите картотеку речевого оформления актуальности, анализа последних публикаций по выбранной теме, цели, задач, объекта, предмета, методов и приемов исследования, выводов и предложений. Более практичным для этой задачи (особенно на начальной стадии) является рассмотрение не собственно статей, а авторефератов диссертационных исследований, в которых эти компоненты выписаны более прозрачно и четко. Также можно предложить молодым аспирантам использование языковых стандартов-клише для написания научной статьи или речевые средства организации архитектоники научного текста.

Для формулировки актуальности темы используют такие речевые клише: проблема / явление заслуживает особого внимания среди ученых; занимает важное место; является актуальной на современном этапе развития науки; является недостаточно разработанной / неисследованной; является дискуссионной; не имеет окончательного решения; не была объектом специального изучения; внимательного отношения исследователей в последнее время требует вопрос и др.

Для такого структурного компонента, как современное состояние разработки вопроса в научной литературе, можно воспользоваться речевыми клише типа: принято считать, что; общеизвестно, что; по мнению (кого?); согласно взглядам (кого?); как считают (считает); имеющиеся взгляды по этому вопросу можно классифицировать так; исследованием этой проблемы в разное время / периоды занимались; этих взглядов придерживаются; гипотезу / предположение о... выдвинул / предложил ; начало тенденции именно такого изучения положил; новую концепцию (идею, теорию, гипотезу) разработали ... и так далее.

Для формулировки цели статьи также можно использовать клише: целью является установить; целью является определить; цель статьи заключается в сравнении; в статье изучаются / выясняются вопросы; цель статьи - проанализировать / описать / охарактеризовать / выявить / сравнить / обобщить / систематизировать; целью работы является исследование ... и др.

Следующий компонент после сформулированной цели - задачи исследования. Традиционными языковыми формулами для перехода к задачам являются: поставленная / сформулирована цель требует / предусматривает решение целого ряда конкретных задач, а именно: ...; для реализации цели поставлены следующие задачи; цель обусловила конкретные задачи, а именно: ... и т. д. Формулировка каждой задачи обычно начинается с глагола в форме инфинитива. Так, задачи исследования можно начать так: проанализировать (методику, закономерности, тенденции, проблемы, роль, возможности, реалии и перспективы); выявить закономерности; исследовать особенности; установить (закономерности, тенденции, основные законы, принципы, системные признаки, параметры); классифицировать; описать (особенности, проблемы, параметры, признаки, структуру, соотношение, связь, аспекты, принципы, тенденции); обосновать (теорию, тезис, взгляды ученых на, концепцию, перспективы, систему, пути решения проблемы); обобщить (опыт, выводы, результаты предыдущих исследований, результаты эксперимента, экспериментальные данные, статистические данные, материалы исследования); рассмотреть (проблемы, особенности, параметры, признаки, структуру, связь, сущность, основные принципы, основы, характер, аспекты, механизмы); выяснить (причины, сущность, особенности, условия, характер, природу и структуру, место и роль, основные принципы, параметры, закономерности); сравнить (позиции, результаты, взгляды, параметры, различные подходы, научные концепции, качественные признаки, функции, дефиниции); охарактеризовать (сущность, современное состояние, значение, механизм, основные направления, особенности, предпосылки, причины, принципы); отследить (процесс, логику, факты, причины, возможности, условия); предложить (новые подходы, пути решения проблемы, классификацию, рекомендации, новые методики исследования); сформулировать (законы, принципы, задачи, правила, выводы, рекомендации); привести (теорию, общую характеристику, весомый статистический материал, сведения, характеристики, классификации, типологии) и т. д. Заметим, что для статьи количество задач ограничено 3-6, поскольку ее основное назначение – рассмотреть лишь частный аспект той или иной проблемы.

Продолжение статьи: 1 2