Материалы

Особенности изложения материала в научной статье


Продолжение статьи. Начало здесь



Определение скорости работы над научной статьей. Как правило, человек в режиме нормальной (номинальной) загрузки работает в течение длительного времени с относительно высокой скоростью. Спеша, специалист достигает кратковременного роста производительности, которая затем заменяется длительным спадом из-за усталости и отвлечения внимания на отслеживание времени.

На сегодня многие руководители не передают задачи в производство, пока не останется минимум времени для их выполнения. Определенным образом это объясняется риском внесения изменений заказчиком после составления договора. Научная работа не настолько динамична, но и в ней такая практика стала нормальной для некоторых руководителей. Возможно это следствие низкой дисциплины исполнителей, которые не укладываются в установленные сроки. Но в большинстве случаев руководитель не рассчитывает допустимый лимит времени на выполнение задания, ему легче сообщить, что работа является срочной. Часто это имеет обратный эффект – производительность труда уменьшается, поскольку быстро в течение длительного времени исполнитель работать не может.

Естественная рекомендация исполнителю в этой ситуации – соблюдать определенный график работы, не допускать выполнение работы в нерабочее время и принимать во внимание приоритет выполнения задач, а не срочность их исполнения. Хороший руководитель должен указать реальное время, к которому работа должна быть выполнена и приоритет выполнения задач, если таких несколько.

Вообще умение правильно работать и обучение этому процессу – очень сложная и объемная тема, в которой рассматриваются виды задач и способы их анализа и выполнения, количество усилий, которые следует выделять для выполнения каждого из них, правильный выбор методов работы, перерывы в работе и их продолжительность и т. п.

Работа с текстом научной статьи. Текст статьи следует сразу набирать в наиболее «чистовом» варианте. Предложения должны быть максимально правильными, а текст – как можно более подобен научному. Бывает так, что специалист сначала излагает материал в очень некачественном виде, а затем многократно редактирует его. В таком случае всю статью нужно полностью переделать два-три раза, прежде чем она будет иметь нормальный вид, на что тратится гораздо больше времени. Этот способ имеет еще один недостаток: у ученого, привыкшего так работать, возникают проблемы во время доклада, поскольку и отвечать на вопросы аудитории нужно сразу в режиме реального времени.

Авторский текст имеет собственный стиль изложения мыслей, поэтому не нужно копировать его с Интернет-страниц или чужих статей. В таких работах абзацы отличаются по стилистическому оформлению, и это хорошо заметно. Кроме того, трудно подобрать части разных тем так, чтобы одна из них была продолжением другой: теряется логическая последовательность изложения материала за счет его повторения или недостаточности информации.

Каждое слово нужно проверить на правильность и соответствие его общему содержанию предложения. Если без этого слова смысл остается почти неизменным, его нужно удалить. Обороты, принятые в литературной прозе, не стоит применять в научной статье.

Предложения должны быть оптимальными по длине и смысловому наполнению. Именно предложение является единицей содержания статьи, поэтому они должны быть в известной степени похожими по строению. Человек нормально обрабатывает простые предложения, сложноподчиненные и сложносочиненные, состоящие из двух простых. Сложные конструкции уже требуют значительно больших умственных усилий для их анализа.

Возникают проблемы и с предложениями, которые содержат большое количество слов с неопределенным значением. Их можно назвать «предложениями ни о чем». Например, «это свойство материала вызвано определенным изменением его внутреннего строения». Или «эти возможности отличают ГИС от других информационных систем и обеспечивают уникальные возможности для ее применения в широком спектре задач, связанных с анализом и прогнозом явлений и событий окружающего мира, с осмыслением и выделением главных факторов и причин, их возможных последствий, с планированием стратегических решений». Таких неудачных предложений можно избежать, если попробовать пересказать содержание: в случае неудачи следует перестроить предложение.

Со слишком короткими содержательными единицами тоже не все в порядке: у читателя возникает дискомфорт, если текст внезапно заканчивается. Такое предложение следует дополнить или расширить.

Текст, написанный качественно, имеет свой определенный ритм. Научная речь не сложна для понимания, сложна для понимания наукообразная речь. С ее помощью авторы пытаются скрыть результаты неудачных исследований или продемонстрировать свои умственные способности. На самом деле наоборот: чем умнее человек, тем легче читаются ее статьи. Именно поэтому в научных трудах следует разъяснять наиболее сложные места. Часть статьи, имеющая относительно самостоятельное значение, должна заканчиваться небольшим заключением.

Как найти время на написание научной статьи. Нехватка времени – одна из самых больших проблем, которые мешают делать качественные публикации. Если непосредственно на исследования ученый выделяет достаточно времени, то качественное изложение результатов часто считается второстепенным делом. Эту проблему можно сравнить с проблемой программистов, которые не успевают написать комментарии к программному коду. Впоследствии приходится тратить гораздо больше усилий, чтобы доработать программу, написанную несколько месяцев назад. Результаты некачественно изложенного исследования выглядят неубедительными и часто не находят применения. Таким образом, польза от работы резко снижается.

Многие авторы сразу после написания статьи пытаются ее опубликовать. Конечно, если эта тема популярна у исследователей, то их стремление понятны – кто первым опубликует статью, то и считается первооткрывателем. Но для диссертационных исследований типичным является недостаточное количество публикаций. Поэтому не следует подгонять редколлегию журнала, в который подана статья, а уделить время работе над новыми статьями.

Немалому количеству ученых трудно заставить себя работать над статьей. Они придумывают разные способы, например, занимаются другими, менее важными вопросами. Дела нужно решать, начиная с самых важных, а не прикрываться мелочами, изображая бурную деятельность, что является распространенной ошибкой.

Связь научной статьи с диссертацией. Материалы исследований, изложенные в диссертации, должны быть освещены в научных публикациях автора. Организационной ошибкой является написание отдельно (параллельно) текстов статей и диссертации, поскольку такой подход требует выполнения двойной работы. Некоторые авторы публикуют части своей диссертации. Рекомендация заключается в том, что статьи должны стать частями диссертации: каждая публикация может стать ее параграфом. В таком случае редактор и читатели исправят ошибки, дадут замечания, которые можно будет исправить при компоновке диссертации.

Продолжение статьи: 1 2 3 4