Материалы

Особенности изложения материала в научной статье



Научная статья вместе с монографией, участием и докладом на конференции являются главными способами изложения результатов исследований. Сегодня отечественные научно-педагогические работники публикуют значительное количество статей. Подавляющее большинство таких работ, кроме самих авторов и редакторов журналов, в которых они публикуются, читают только те, кому волею судьбы приходится знакомиться со степенью изучения той или иной проблемы, главным образом для написания таких же статей.

Причиной невысокого качества научных статей является поверхностное рассмотрение этой темы в курсе «Организация научных исследований», а также отсутствие пособий, в которых бы конструктивно и доступно описывался процесс написания статей.

Научная статья для своего успешного использования по назначению должна отвечать двум требованиям: содержать научную новизну и быть изложенной определенным способом. Статья без научной новизны превращается в рассказ, а изложенная неправильно создает сложности для ученых, желающих впоследствии с ней ознакомиться.

Научная новизна статьи достигается освещением тех сведений, которые обнаружены в результате проведенных новых исследований, результаты которых не были опубликованы ранее и логически не могут быть получены из других источников информации. Научную новизну собственно по степени новизны можно условно разделить на относительную и абсолютную.

Относительная научная новизна – это неизвестная ранее информация в известной логической плоскости, например, новое доказательство теоремы Пифагора, методика получения более совершенного промышленного образца и т. п. В общем, относительная новизна – это улучшение и совершенствование уже существующих решений.

Научная работа, содержащая абсолютную научную новизну, – представляет совершенно новое решение существующих проблем или определение новых проблем и поиск их решений.

Подавляющее большинство научных статей содержат относительную научную новизну, что является нормальным явлением. Для удовлетворения потребностей человека оптимально наличие небольшого количества совершенных предметов и технологий, а не большое количество несовершенных. Поскольку улучшение – длительный многоэтапный процесс, поэтому большая часть модернизаций через время перестают использоваться. Но они могут стать ступенькой для следующих усовершенствований. Именно на постепенном улучшении и внедрении, а не на создании новых фундаментальных направлений и основывается наука. Узкоспециализированные исследования важнее для науки, чем общие и обзорные, но такой труд может стать исходным материалом для дальнейшей работы только двух-трех специалистов. Это характерно для прикладной науки, поэтому не нужно в начале пытаться создать что-то выдающееся, нужно выбрать определенную научную проблему и найти ее совершенное решение. Например, введение нового компонента в сплав полупроводников может уменьшить нагрев рабочей зоны на 20%, а, следовательно, и всего кристалла и, как результат, повысить тактовую частоту микросхемы, что будет существенным достижением.

С другой стороны, научное исследование осуществляется, главным образом, для людей, именно с их участием результаты будут использоваться и внедряться, именно от них можно получить «дивиденды» – признание, карьерное развитие, заказы. Поэтому чем больше будет целевая аудитория, тем большую пользу автору могут принести исследования, а узкоспециализированная тема станет нужной лишь определенному неширокому кругу специалистов. Например, «Производительность труда населения стран мира» может заинтересовать практически любого специалиста по экономике и географии, а «Особенности геологического строения верхнего русла р. Каменка» является примером узкоспециализированной темы. Преимуществом последней является минимум критики со стороны коллег и оппонентов, а ее недостатком – небольшое количество научной новизны. Такая научная работа может и не найти своих читателей. Большое количество научной новизны возможно лишь в общих статьях.

Следует сказать, что узкая научная специализация имеет еще один недостаток, который заключается в ограниченном карьерном развитии. Такой специалист получает неплохую зарплату, но может строить карьеру только в горизонтальном направлении, то есть получить высшую категорию, высокую зарплату, но не руководящую должность. Руководителями назначают всестороннее развитых специалистов (или возможно тех, которые просто не нашли себя), которые могут в значительной мере интеллектуально уступать узкоспециализированным, особенно в точных науках. Однако «универсалы» смогли изучить один иностранный язык, иногда на уровне, значительно более низком, чем необходимо для понимания технической литературы, но ориентированы на общение, возможно несколько раз меняли место работы, но так или иначе работали на нескольких должностях. Поэтому, выбирая узкую специализацию, специалист должен помнить о большей вероятности ограниченного карьерного роста. Итак, уровень научной новизны и тема, которая рассматривается, зависят от целей статьи.

Способ представления результатов исследования в научной статье. Прежде всего, научная статья должна быть интересной для тех, кто будет с ней работать. Недостаточно, чтобы она была просто рассчитана на целевую аудиторию и содержала необходимые сведения, которые еще не известны читателю. Изложение материала должно соответствовать определенным требованиям. Главное из них: автор во время работы должен поставить себя на место ученого, который будет читать статью и описать исследования так, чтобы от чтения текста было трудно оторваться.

Следует упомянуть отдельное правило, не относящееся к способу изложения материала: научная статья должна содержать определенные рубрики (структуру). Особенности наполнения этих рубрик будут изложены ниже.

Правильный выбор темы научной статьи. В большинстве случаев молодой ученый самостоятельно выбирает научную проблему. Конечно, его выбор ограничен направлениями основных научно-исследовательских работ высшего учебного заведения или научного учреждения, в котором он работает, или где прикреплен. Но тема может и не совсем соответствовать сложившейся специфике той области науки, в которой трудится автор. Именно в этом заключается одна из задач научного руководителя: правильная формулировка темы. Однако предложить тему должен сам ученый. Его руководитель или старший коллега не могут в совершенстве выполнить за него эту работу, поскольку предложенная тема с высокой вероятностью будет неудобной для молодого специалиста и может привести как к разочарованию в собственных способностях, так и в научной работе вообще. Первые исследования молодого ученого, как правило, связаны с темой его дипломной работы или кандидатской диссертацией, поэтому он может свободно выбирать направление исследования.

Тема исследования выбирается из списка актуальных научных проблем, которые известны ученым, работающим в этой области. Перечень нерешенных вопросов может предложить научный руководитель. Часто ими являются простые очевидные проблемы: подготовка специалистов, методы исследования или организация работы. Специализированные задачи, которые являются предметом исследования самой науки, как правило, уже описаны на совершенном уровне. Темой исследования может быть решение определенного производственного вопроса, например картографирование определенного явления. Хорошо, чтобы это исследование было обусловлено реальной потребностью и его результаты нашли свое место в производстве.

Однако распространенным является решение надуманных прикладных задач. Количество их огромно: достаточно перечень проблем помножить на возможные географические районы, в пределах которых они будут исследоваться. Такие статьи не интересны аудитории и не содержат научной новизны. Конечно, можно предложить новый способ решения определенной проблемы, но это должен быть совершенно новый способ, ценный своей методикой. Бывает так, что публикация описывает исследование определенного явления. Указывается, что по результатам этой работы открыты новые закономерности объекта исследования. Ценным в таком случае является новый подход к работе. Прикладные исследования целесообразно осуществлять только при потенциальном наличии заказов, поскольку влияние их на развитие науки невысоко.

Чаще всего приращение научного знания достигается использованием наработок нескольких наук. Считается, что работать на стыке наук проще, чем предложить результат, заслуживающий внимания в известной отрасли. Например, методы и приемы работы, характерные для точных наук, будут полезными для общественных и естественных наук.

Продолжение статьи: 1 2 3 4